Игровая зависимость у детей и подростков
Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения. Игромания формируется на базе одного из четырех типов воспитания:
Травмирующий. Ребенок находится в позиции агрессора или жертвы – «нападает» на воспитательные приемы родителей либо подвергается насилию (моральному, физическому) со стороны взрослых. Зависимость от игр, алкоголя, наркотиков позволяет ему уйти от реальности, перестать исполнять роль.
Требовательный. При таком типе воспитания к ребенку предъявляют завышенные требования и многого ожидают от него. Возникает сильное эмоциональное напряжение и тревога, которые требуют выхода. Во время игры происходит отвлечение от сложной ситуации и выплеск накопившихся эмоций.
Лицемерный. В семье, где родители часто лгут друг другу и детям, ребенок испытывает чувство унижения и стыда. У него возникают проблемы самоидентификации, отсутствуют ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Эта растерянность в реальном мире компенсируется целостностью личности игрового героя.
Непоследовательное. В таких семьях родители не могут договориться о методах воспитания, часто меняют требования к ребенку. У него возникает эмоциональный дискомфорт, растерянность (не понятно, что делать, чтобы не злить родителей). В игре же существуют четкие правила, соблюдение которых приводит к желаемому результату.
Признаки игровой зависимости
Игровая зависимость от компьютерных игр у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями.
К признакам детской игромании относят:
- эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера
- неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру
- злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса
- требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера
- невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей
- нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры
- пренебрежение правилами гигиены
- улучшение настроения и повышение активности во время игры
- подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть
- частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками
Здоровое развитие личности ребенка происходит в условиях демократичного воспитания. В семьях, где оно практикуется, игровая зависимость у детей и подростков встречается крайне редко. Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей. В детях поощряется ответственность и самостоятельность.